Статьи

Чем естественная монополия отличается от обычной

Естественная монополия является особенной структурой рынка, при которой одна фирма производит товар (оказывает услугу), при этом эффективнее, чем при наличии конкуренции. Её отличие от обычной монополии заключается в том, что она поддерживается не искусственными барьерами входа и рыночной властью, а объективными особенностями производства.

  1. Как понять естественную монополию
  2. Чем характеризуется естественная монополия
  3. Что характерно для естественной монополии
  4. Примеры естественной монополии
  5. Искусственная монополия
  6. Полезные советы и выводы

Как понять естественную монополию

Если на протяжении всей кривой спроса кривые LMC (long-run marginal cost) и LAC (long-run average cost) имеют отрицательный наклон, это означает наличие естественной монополии. Другими словами, это означает, что производство товара при увеличении объёма производства становится эффективнее, а издержки производства на единицу товара понижаются.

Чем характеризуется естественная монополия

Для естественной монополии характерна крайне низкая эластичность спроса. Потребители будут пользоваться продукцией организации-монополиста в любом случае, так как она является уникальной и не имеет замены, а также удовлетворяет важнейшие потребности населения в различных отраслях.

Что характерно для естественной монополии

Одной из главных характеристик естественной монополии является наличие значительных экономий масштаба. При увеличении объёма производства организация может снизить издержки на производство единицы товара и получить экономические выгоды.

Примеры естественной монополии

Приведём примеры отраслей, где возможна естественная монополия:

  • Железнодорожный транспорт, где большой объём инвестиций и запуск большого количества поездов повышают эффективность производства.
  • Компании по водоснабжению и поставке электричества. Высокие издержки на строительство инфраструктуры и небольшое число потребителей обеспечивают возможную выгоду одной организации.

Искусственная монополия

Помимо естественной монополии существует искусственная. Она появляется, когда несколько компаний создают монополистическое объединение для устранения конкурентов на рынке. Это происходит на основе объединения для навязывания условий на рынке как в отношении потребителей, так и поставщиков.

Полезные советы и выводы

Естественная монополия является особенным случаем монополии, при которой производство товара эффективнее без конкуренции. Обычно её элементы состоят в направлениях освоения новых рынков, создании качественных новых продуктов, улучшения технологических процессов.

Единственный поставщик на рынке создаёт определённые неудобства для потребителей, так как может контролировать цены и качество продукции. Чтобы избежать монополизации рынка, государство может устанавливать ценовые ограничения и регулировать деятельность монополистов.

^